Анонс статьи
CNews: Несколько слов о компании TOUCHPLAT и рыночном сегменте сенсорных терминалов.
Руслан Передня: На сегодняшний день среднестатистический житель нашей страны сталкивается с системами самообслуживания практически постоянно – мы утром покупаем билеты на общественный транспорт в билетных терминалах или оплачиваем парковку автомобиля в паркоматах, оплачиваем обед с помощью киоска самостоятельного заказа, получаем талон электронной очереди при посещении банка или МФЦ, вечером после работы оплачиваем продукты в супермаркете на кассе самообслуживания, а на выходе из магазина забираем в постамате заказ, сделанный в OZON или Wildberries. Наша компания занимается как раз разработкой и производством таких систем, и я могу ответственно сказать, что с каждым годом количество точек соприкосновения с подобным оборудованием в повседневной жизни будет для нас только расти. Фактически, существующие технологии позволяют автоматизировать практически что угодно, а решающим фактором является исключительно соотношение стоимости внедрения к получаемому от внедрения эффекту.
CNews: Кто является существующими и гипотетическими заказчиками компании, каковы их ключевые потребности в сфере автоматизации торговой деятельности?
Руслан Передня: Основными потребителями таких технологий являются в первую очередь ритейл (кассы самообслуживания и электронные каталоги товаров), фаст-фуд (терминалы самостоятельного заказа) и транспорт (терминалы продажи билетов). Однако помимо перечисленных сегментов бизнеса терминалы самообслуживания уже работают в кинотеатрах крупных сетей, на промышленных предприятиях («ЭФКО», «Северсталь» и другие) и в медицинских клиниках (например, помимо терминалов самостоятельной записи к врачу, которыми давно оборудованы все поликлиники Москвы, аналогичные терминалы уже работают в сетях «СМ-Клиника» и «Белая Радуга»). Причем сценарий использования может быть совершенно разным – от простейшего функционала записи на прием и оплаты за оказанные услуги до функционала сканирования и распознавания документов клиента, его фотографирования и печати договоров на оказание услуг (именно такая функциональность реализована в вышеупомянутой сети «Белая Радуга»).
CNews: Коротко о технологиях и решениях TOUCHPLAT, позволяющих удовлетворять потребности заказчиков. Почему TOUCHPLAT выбрал решения на базе Intel NUC в качестве основы для аппаратной платформы своих терминалов?
Руслан Передня: Обратной стороной медали повсеместного внедрения систем самообслуживания стали повышенные требования к надежности и работоспособности такого оборудования (в частности, к сенсорному дисплею, управляющему компьютеру и другим критично важным узлам в зависимости от комплектации оборудования) - ведь фактически, поломку терминала самообслуживания можно приравнять к заболевшему и невышедшему на работу сотруднику.
В качестве управляющих компьютеров для терминалов самообслуживания мы уже более четырех лет используем решения от Intel (Intel NUC до конца I квартала 2021 года и новое решение Intel NUC Elements в настоящее время) и на это есть ряд причин:
Отдельно хочется рассмотреть последний пункт (про форм-факторы) в разрезе новой линейки Intel NUC Elements – здесь Intel можно сказать, превзошел сам себя, и выпустил решение, идеально подходящее для самых различных встраиваемых систем. Новая концепция теперь выглядит так: есть NUC Element (плата с процессором и интегрированными в некоторых конфигурациях RAM и eMMC), и есть NUC Chassis Element – корпус с платой, в которую вставляется NUC Element. NUC Chassis Element выпускается в большом количестве самых различных конфигураций – c Dual LAN, с внешними COM-портами, c 6-ю портами HDMI и т.д.
Таким образом, на базе одного и того же процессора возможно собрать именно ту конфигурацию компьютера (в необходимом размере и с необходимыми портами), которая нужна для использования в составе конкретного оборудования.
Также, отдельного упоминания достойны модели, имеющие в своем наименовании слово «Rugged» (например, NUC Rugged Chassis Element) – это модификации, изначально предназначенные для использования в условиях повышенных или пониженных температур, и в условиях повышенной запыленности (уличные терминалы самообслуживания, производственные цеха и тому подобные объекты). На сегодняшний день такие компьютеры выпускаются очень небольшим количеством производителей.
CNews: Пожалуйста, опишите кейс с конкретным конечным заказчиком, включая постановку задачи и описание решения на базе Intel NUC Elements. Что заказчик получил на выходе, в чем преимущества такого решения? Остался ли заказчик доволен, планирует ли использовать аналогичные решения в будущем?
Руслан Передня: Одним из последних наших кейсов, где используется линейка Intel NUC Elements – это кассы самообслуживания для сети кинотеатров КАРО. Стоит отметить, что заказчик рассматривал много вариантов. Помимо уже указанных преимуществ (24/7, размеры, надежность, возможность апгрейда), выбор в пользу NUC Elements был сделан еще и благодаря наличию корпуса без активной вентиляции и длительному циклу жизни продукта – 3 года.
Говоря о возможностях апгрейда, стоит отметить, что в процессе не надо полностью менять управляющий компьютер, можно заменить только вычислительный элемент на более мощный. Например, Core i3 на Core i7 или даже перейти на старшее поколение — вычислительный элемент на процессорах 8-го поколения заменить на вычислительный элемент на процессорах 11-го поколения и выше.
Пилотные кассы были запущены в начале марта в одном из флагманских кинотеатров сети, и буквально за несколько дней показали свою эффективность:
СNews: Несколько слов о перспективах развития рыночного сегмента и потенциале использования решений на базе Intel NUC Elements. Можете привести цифры?
Руслан Передня: Резюмируя вышеизложенное, можно еще раз повторить, что в дальнейшем системы самообслуживания будут все глубже проникать в нашу жизнь, и с высокой долей вероятности все большее количество таких систем будет построено именно на решениях от Intel – судя по всему, для компании действительно интересен этот рынок.
К слову, по прогнозам консалтинговой компании «Report Consultant» индустрия систем самообслуживания будет расти среднегодовым темпом роста в 10,7% в течение всего прогнозируемого периода с 2021 по 2028г, и к 2028 году глобальный рынок технологий самообслуживания достигнет $56,8 млрд.